MoscowLondon (moscowlondon) wrote,
MoscowLondon
moscowlondon

Аркадию Мамонтову и Бэнкси посвящается: как я качнул лодку в 2010м году - прямо из Лондона и через т

Если кто вдруг из моих читателей не смотрел сегодня НТВ (шок! стыд и срам таким!), то кратко расскажу тайну вселенной намба ван. Оказывается, российскую лодку из столицы Великобритании раскачивает... внимание! BANKSY!
Чтобы серое вещество не терять, сразу предлагаю промотать ровно до 40й минуты. Там как раз подводку делает Ольга Крыштановская (какой же тесный мир!), а далее - вся правда матка о "псевдо-искусстве". 


А теперь о том, как Аркадий дошел до этой мысли. Banksy в конце 2010 года действительно перевел деньги активистам Война. Только перевел он эти деньги не на революцию и не кощунницам, а на адвокатов, чтобы из тюрьмы вытащить художников, которые там сидели за акцию "Дворцовый переворот". Вполне себе логичный шаг для Banksy, художника, который выступает за свободу выражения и проч.

Откуда взялись деньги у Banksy - читайте в моем посте 2010 года. Мне тогда очень повезло и я купил настоящий принт маэстро. Далее - перепечатываю без изменений.

 ПОСТ от декабря 2010 года.

Нашел, наконец, время, чтобы подробней описать мое приключение на прошлой неделе с приобретением принт Банкси.

Началось все в пятницу. Моя коллега пришла в офис с пузатой сумкой и глазами на выкате. "Буду сегодня ночевать на улице. Ходят слухи, что завтра утром начинается распродажа принтов Banksy!" - еще не включив компьютер говорила зачинщица. Потом она рассказала, как выстояла очередь в прошлом году и купила No ball games с подписью.

1.



К обеду я уже точно решил, что присоединюсь к очереди. К вечеру уговорили еще и Сюзану, другую коллегу, которая была на нашей свадьбе.

Самое интересное заключалось в том, что информация о релизе была неофициальная. Как всегда, впрочем. Основывалось все на слухах с форума.

Я решил, что рискнуть стоит. Даже если ничего не будет, получится хороший репортаж для ЖЖ.

Про виновника торжества.

Banksy - это один из самых знаменитых современных художников. Рисует в основном граффити на социально-значимо-протестные темы. Самое удивительное заключается в том, что при такой бешеной популярности никто не знает, кто скрывается за этим именем. Известно только, что он родом из Бристоля. Его граффити просто появляются на улицах мира. А доказательством подлинности служит публикация фотографий на сайте www.banksy.co.uk

Помимо граффити, Банкси периодически печатает принты ограниченным тиражом, подписывает их и продает через один галерею или магазин современного искусства (POW). Из любви к тому же искусству продает он их по-божески - 450 фунтов за экземпляр, что во много раз ниже рыночной стоимости.

В прошлую пятницу в интернете ходил слух, что вот-вот выйдет новый принт. Официальных заявлений нигде никогда нет. Люди просто начинают стоять в очереди и поздно ночью в магазине появляется охрана и раздает номерки.

Начало.
В 4 часа дня у первой коллеги сдали нервы. В форуме прошел слух, что у магазина в Сохо уже стоит 40 человек. Коллега в результате отпросилась с работы пораньше и побежала занимать очередь.

Мы с Сюзаной пришли в Сохо сразу после окончания рабочего дня, примерно в 17.35. Галерея находилась буквально в пяти минутах ходьбы от нашего офиса. Очередь для нас занять не получилось, так что пошли в конец. Мы были примерно 55-ми. 

В прошлом году продавали 200 принтов, строго по одному на фейс, поэтому мы не волновались. Народ постепенно прибывал. Мы знакомились с людьми.

С утра в пятницу я, естественно, не знал, что придется ночевать на улице, поэтому оделся как обычно. На улице было +7, но в Лондоне высокая влажность, поэтому переносится примерно как 0 в Москве. Пошел в соседний магазин и купил там термо белье. Зашел в офис, взял из шкафчика всю одежду, которая у меня там была (футболки, толстовка и проч - то, что я ношу, когда еду на велосипеде). Получилось 7 слоев. Взял две табуретки из офиса и пошел обратно в очередь.

Думаю, что ночью температура опустилась где-нибудь до +3, не ниже. Одежда помогла. Было пара моментов, когда чувствовал, что начинаю замерзать, но в принципе не замерз.

2. (покупаю термо белье на Oxford St)


Вернулся в очередь. Сюзана успела съездить домой, привезла еще одну толстовку и пару одеял.

Чем дальше в лес, тем толще партизаны.
Примерно к восьми вечера всем уже было весело. В очереди все передружились. Справа от нас стоял словак. Он в этом участвует уже седьмой год подряд. Пришел в полной экипировке. Как на северный полюс :)

Перед словаком кто-то разбил палатку. Через несколько минут пошел слух, что под палаткой тоннель и в нужный момент из нее выйдет человек 30, не меньше. :))

3. 


За нами стоял индус, настоящий коллекционер. У него было примерно 20 оригинальных принтов Банкси. Сокровище! :)

На дворе была пятница. В Лондоне всегда весело, но в пятницу вечером в Сохо - особенно. Прохожие гуляки-зеваки бесконечно подходили и спрашивали, что дают. В какой-то момент немного подустали объяснять про Банкси и принты и начали веселиться. Кому-то говорили, что стоим за автографом Джастина Бибера. Вот этому джентельмену сказали, что очередь стоит за тем, чтобы чиновники сняли нас с sex offenders list (это официальный список сексуальных маньяков с именями, адресами и явками). :)))

4. 


Еще через час подошел Дорон, другой наш коллега и бойфренд Сюзаны. Он очень хотел постоять с нами, но у него было слишком много работы и он решил, что лучше пойдет домой высыпаться. Но перед тем, как оставить нас наедине с искусством, Дорон уговорил соседний ресторан приготовить нам бургеры вне очереди (в любую дырку пролезет, блин). Мы хорошенько подкрепились бургерами из Byron и стали ждать дальше.

Очередь тем временем полнилась догадками. В семь закрыли галерею. На вопросы толпы работники так ничего и не ответили. Как говорится, не подтвердили, но и не опровергли слухи о распродаже. Сказали, правда, чтобы стоящие в очереди проверяли email'ы. Хороший знак. Все понимали, что просто так на морозе их бы не оставили. Значит, точно все будет!

Фаза 2. Финт ушами или великое переселение народа в Ист Енд.
Только мы сели, основательно накрылись одеялами и приготовились тратить минимум сил, как очередь вдруг поредела.

Мы тут же продвинулись ближе к магазину ("Прикольно! А куда все побежали-то?"). Еще через минуту стояли только мы с Сюзаной и еще пара человек. Это было похоже на сцену из "Шоу Трумана". Маленькая улочка, на который только что было 200 человек, моментально опустела. Палаток как не бывало, стулья пропали, даже картонки унесли с собой. Буквально за две минуты. И только мы стоим как идиоты с табуретками и одеялами в руках.

- А куда все побежали то?
- Пришел email, где сказали, что распродажа будет в другом магазине на востоке Лондона.

Я только знал, что магазин находился на Commercial St и что это где-то в Ист Энде. Мы были практически последними в Сохо. Решили все же попробовать и побежали ловить такси. И тут нам нереально повезло. Практически сразу нашелся кэб.
- Нам пожалуйста на Commercial St в конец очереди.
- Чего дают?
- Принт Банкси.
- Понял. 

А дальше само чудо. Водитель объехал все пробки. Раз 5 проехал на желтый и буквально за 10-15 минут привез нас в другой конец города. Мы буквально кинули одеяла в конец очереди на углу здания. Там нам и предстояло провести следующие 12 часов.

Еще через 5 минут подъехало как минимум 15 кэбов. Из них выскакивали те, кто уехал раньше нас, но кому меньше повезло с водителем. Я пошел считать. Очередь была никакая, скорее толпа, а не очередь. Народ все еще прибывал. Никто еще не расселся. Я насчитал примерно 80 человек перед нами. Супер! Должно хватить. Даже с хорошим запасом получается. 

Через 10-15 минут на улице уже стояло примерно 250-300 человек.

Чужие...
А дальше началась окопная война. Задача простая - удержать место в очереди любой ценой. Сделать так, чтобы никто новенький не вклинился.

Причем чем дальше в очереди, тем больше шансов остаться к утру ни с чем, поэтому мотивация растет. 

Нам досталось самая сложная стратегическая точка. Мы находились на самом углу здания. Причем на этом углу был вход в бар. Питейное заведение было все еще открыто и вход занимать было нельзя. Поэтому в очереди была небольшая дыра, в которую всеми правдами и неправдами пытался влезть все, кому не лень.

Уже совсем скоро мы сформировали небольшую группу примерно из 10 человек и стали избавляться от тех, кого здесь не стояло. Было очень неприятно. Некоторые сдавались сразу. Другие начинали доказывать, что они тут давно типа, просто отошли на секунду. Было похоже на ситуацию в сериале Lost (Остаться в живых), когда надо постоянно быть на чеку и среду своих может оказаться чужой. А то и группа чужих.

5.


Короче, активная зачистка рядов в первые 3-4 часа переросла в пассивную. Выдохнуть смогли только к 7 утра.

Гай Ричи нервно курит в сторонке.
Надо сказать, что очередь в Ист Энде была уже совсем другая.

Видимо, когда люди получили email, слух быстро разлетелся по городу. Так уж получилось, что первыми в новой очереди оказались крайне подозрительные типы. И уж никак не искусствоведы.

6.

Image source

Первые человек сорок - это были настоящие бандюки Ист Энда. Как из фильмов Гая Ричи. Рядом стояло несколько черных внедорожников с тонированными стеклами. Местная братва, видимо, получила звонок друга и согнала за 5 минут всех, кого смогли найти на улице. Получилась сборная из наркоманов, алкоголиков, безработных и просто деклассированных элементов - пушечное мясо, которое просто заставили сидеть всю ночь в очереди. Некоторые даже по-английски не говорили. 

На кону было слишком много денег - высвобождалось примерно от полу миллиона до миллиона долларов добавочной стоимости (разница между рыночой ценой и той ценой, по которой продавали принты). Поток из таких любителей искусства не иссякал часов до 4 утра. От них и отбивались аккуратно.

Животные инстинкты.
Удивительно, насколько в такой ситуации человек превращается в животное. Жадное, агрессивное, стадное.

Особенно на холоде. Особенно, когда на кону так много денег. Особенно, когда никто не спит.

Я поймал себя на мысли, что в голове уже потратил прибыль от продажи принта на ebay. Еще через какое-то время заметил, что в очереди все только и говорят про то, сколько стоил предыдущий принт и сколько может стоить этот.

Дело в том, что впервые Банкси выпускал принты разных цветов. Все утром должны были продавать восемь цветов. По 25 экземляров каждого цвета. Такая эксклюзивность просто сводила всех с ума (в том числе и меня).

Информации был абсолютный минимум. Когда прислали email, там была ссылка на обновленный сайт галереи. Говорилось про 8 цветов. Там же пара слов была про арт-группу Война. Но ночью на холоде с телефона хрен чего разберешь.

Через час пошел слух, что желтый - это на самом деле золотой, а то, что на сайте называется хаки, это на самом деле серебряный фон. Всех опять заклинило. Всем еще больше захотелось в начало очереди, чтобы урвать золотую или серебряную копию. Только под утро я сказал Сюзане, что эти слухи похожи на банальную проекцию жадности. Так и получилось. Никаких золотых и серебряных принтов, конечно же, не было. Была только жадность и "золото" с "серебром" как самый логичный символ этой жадности.

А еще было то, что в английском называется feel territorial. Термин из животного мира. Чаще всего так говорят об особях, которые оберегают свою территорию. В нашем мире это выражается в терках из серии "кто сидел на моем стуле?"

Так вот люди в очереди стали очень territorial. Толпа четко поделила участки, разбилась на отдельные группы. И мы как животные стали охранять свой угол. Я сидел и постепенно сходил с ума. Через какое-то время заметил, что мы все очень ревностно относимся к незнакомцам. Как только новенький подходил к нашей группе, все сразу напрягались, искоса смотрели на "самозванца", молча пытались понять, чего ему надо.

Каждые минут 15 я ходил в начало очереди и пытался посчитать количество человек перед нами. Царила полная анархия. Считать было сложно. Народ постоянно уходил и приходил. Появлялись новые люди. А я медленно шел вдоль очереди и ловил на себе косые взгляды тех, кто тоже чувствал, что я нахожусь не на своей территории.

Так мы сидели с коллегой и рефлексировали на тему своих инстинктов часов до трех утра. Потом кто-то в нашей группе раздобыл полицейскую ленту. Бар к тому моменту уже закрылся и мы окружили сами себя этой лентой. Только тогда немного расслабились, сбились в кучку и попытались заснуть.

7.


Драка.
Уже было часа три ночи. Все вроде приутихли. Очередь немного устаканилась, народ вымотался, расселся по стульям и поулегся в спальниках на картонках.

Нас спасала полицейская лента. Но все по-прежнему волновались за другие участки очереди. Вдруг там кто-то пропускает своих? Особенно в начале.

Среди толпы сильно выделялся один новозеландец. У него энергия вообще не кончалась. С предыдущих лет он знал примерно 10% очереди. Всю ночь он ходил взад и вперед, запоминал лица и организовывал группы, разделял "территории", чтобы народ патрулировал свои участки и следил за тем, чтобы не появлялось новых жуликов. 

И тем не менее, очередь росла и росла. Когда мы только приехали, перед нами было примерно 80 человек. К трем утра мы были уже 110е. Мы сильно не волновались, но тем, кто стоял за нами, было, что терять.

То и дело было слышно, что сзади возмущаются про начало очереди: "Там вообще мрак. Кто хочет, тот и встает."  Все для себя четко решили, что впереди всем насрать на новеньких и они пускают всех, кто попросится.

Слух быстро рассеялся, когда произошла первая драка. Как раз когда все приутихли, пришел какой-то очередной нарик и попытался прикинуться своим. Ему намекнули, что он тут не стоял, но инстинкт самосохранения у него притупился и он начал доказывать окружающим, что он тут ночь уже провел. Причем доказывал как-то очень неумело и грубо. И нарвался. Били его сразу трое. Потом всех растащили и наркоман поковылял под дружное "иди отсюда и дружкам своим скажи, чтобы сюда не приходили".

Ох, нерано встает охрана.
В предыдущий год, как мне объяснили в очереди, уже к двум ночи приехала охрана магазина и раздала всем номерки.

В этом году был полный кошмар. Охрана приехала только к шести утра. К тому моменту произошли еще пара разборок. На этот раз без рукоприкладства, но все равно выглядело все очень неприятно.

Охрана еще раз попутала все карты. Все в очереди опять повскакивали и вместо более или менее организованной очереди получилась толпа. Двое головорезов (охрана у магазина такая, что не забалуешь) потихоньку шли и раздавали "золотые номерки".

Этим моментом воспользовалась очередная партия отморозков. Кто-то смог пролезть без очереди. Кто-то прибежал с другой стороны. Стало ясно, что толпу тяжело контролировать. Тот самый новозеландец принял на себя роль организатора и не пускал никого вперед. При любой попытке обойти впереди стоящего слышался оклик, топот ног и крик толпы.

Странное чувство опять же. Стояли все абсолютно неорганизованной толпой. Как стадо баранов. И чувствали себя именно стадом. Которое боится шевельнуться, потому что есть собака, есть пастух. И в этом безопасность.

Пошел слух, что мы уже 180е. И это сильно бесило. Но ничего не подулаешь. Полное ощущение беспомощности и несправедливости. Охрана постепенно двигалась в нашем направлении. Но очень медленно.

8.


В положении стада мы простояли не меньше получаса. Когда дошла очередь до меня, я стал 137. То есть в одной из самых организованых и цивилизованых стран, нашлось как минимум 50 жуликов, которые втиснулись в очередь.

Билеты кончились примерно на 170 номере. Не досталось ничего еще как минимум сотне людей. Все очень боялись этого момента. Но охрана поступила очень хитро. Они сказали, что в Сохо (где мы стояли изначально) тоже будет небольшая партия. И 100 челоек, которые потенциально могли быть очень злыми и недовольными, в момент испарились и поехали обратно в центр Лондона.

Занавес.
Дальше была игра на выностивость. Кто-то, получив номерок, поехал домой. Мы остались.

Еще 5 часов, за которые мы успели позавтракать в МакДональдсе. Сидели молча. Иногда только бурчали про то, как неприятно, как тошно и как "грязно" себя чувствуешь после всего пережитого.

Галерея открылась в 10. Пускали по два человека. До 137 очередь дошла только в 11.30.

9.


У Сюзаны тем временем начилась паранойя. От продолжительного холода, переживаний, депривации сна и завтрака в МакДональдсе у нее вдруг развилась мания преследования. Ходили слухи, что в прошлом году народ обкрадывали на выходе и Сюзана была уверена, что по голове в подворотне накостыляют именно ей.

"Поехали на такси. Я тебя очень прошу". И глаза совсем сумасшедшие. Я сам дико устал к тому моменту и с радостью согласился. Потом Сюзана говорила, как приехала домой и даже там боялась, что ей будут стучать в дверь. Только после того, как проспалась, поняла, насколько это все смешно было.

Про войну.

Теперь про Войну. Многие спрашивали, знал ли я, что всю выручку Банкси перечислил российской арт-группе Война. Знал, но не совсем.

Ночью на телефоне я увидел последний параграф. Там говорилась, что Банкси поддерживает VOINA (именно так, все заглавными буквально). Я даже не понял, что это Война.

Там же была фотка акции Литейного моста. Ее я, конечно, уже видел до этого.

Полностью разобрался только когда пришел домой.

Надо сказать, что ребята большие молодцы. Кто не в курсе, они сейчас в СИЗО после акции "Дворцовый Переворот", в ходе которой они перевернулись кучу ментовских машин. :)) Надеюсь, что их скоро отпустят.

Итоги.

Когда я приехал домой холодный, голодный, невыспавшийся в 12 дня в субботу, я не был уверен, что это стоило того. Я был слишком злой и уставший.

Проспал в результате до 9 вечера, а потом посмотрел на плакат и понял, насколько он офигенный. 

Теперь люблю его всей душой. И ни за что не продам.

10.


Если кому интересно, читайте беседы и истории других людей из очереди на форуме. Эмоций у всех примерно столько же, поэтому исписали аж 154 форумные страницы.

Такая история. Нереально длинный пост получился. Я его еще в четверг ночью написал, но получилось так много, что проверить не удалось до сегодняшнего утра. Спасибо, что дождались.



Tags: banksy, street art, англия, воспоминания, перепост, политика, россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 146 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →