MoscowLondon (moscowlondon) wrote,
MoscowLondon
moscowlondon

Деревянные официанты и колючие посетители - о культуре обслуживания в пост-советском пространстве

деревянный фейс

На этой неделе три дня провел в Польше. Командировка в Кракове получилась довольно интересной, хоть и непростой. Много общался с поляками и заметил одну вещь. Они тоже немножко деревянные.

Сейчас объясню. Летом в конце одного из монопольных туров сидели в кафе. Среди "монополистов" была мама с ребенком из России. Мальчику было лет 10, наверное. Это такой возраст, что не угадаешь. Некоторые весь пеший тур волочатся хвостиком за родителями и пропускают мимо ушей абсолютно все. А другие - наоборот. Стоят с горящими глазами, задают вопросы, интересуются и даже иногда дополняют :) Этот мальчик, как вы уже, наверное, поняли, был из последних.

В кафе он тоже был полноценным участником беседы. Рассказывал, что ему понравилось в Лондоне, что запомнилось. Тут официант приносит ему еду. Спасибо-пожалуйста :) И тут вдруг мальчик говорит: "Мне еще нравится, что у вас официанты - это тоже люди. С ними можно поговорить. Они интересные. А у нас они какие-то деревянные".

И правда. Почему обслуживающий персонал в пост-советском пространстве такой нечеловечный? Почему у официантов такое деревянное выражение лица? Куда деваются человеческие эмоции и интонации? Почему большинство даже в глаза не может посмотреть? Глядят в пол или сквозь стол, бормочат про суп дня и удивляются, когда их спрашивают, чего бы они посоветовали. Иногда только на поверхности показываются эмоции - в основном раздражения.

Это немного меняется. Сейчас уже появляется новое поколение, которое не надевает деревянную маску. Но совок не так просто изжить. Летом встречался с классом в "Квартире 44". Вроде, более или менее приличное место. И девушка, которая нас обслуживала, застала СССР разве что в начальных классах школы. Но от нее просто исходили лучи неадеквата. Видно было, как она работает над собой. С трудом, но все же удерживается от хамства :)

Сразу вспоминается, как одни британские друзья говорили, что до поездки в Венгрию они и не подозревали, что люди могут не улыбнуться в ответ. Они думали, что улыбка в ответ на улыбку - это на уровне инстинктов и рефлексов. А тут приходишь в ресторан или кафе, улыбаешься официантам, а они смотрят на тебя с каменным выражением лица. Ни один мускул на лице не дрогнет.

Пока писал, вспомнил еще один важный момент. Иногда в неменьший шок повергает отношение посетителей ресторана к обслуживающему персоналу. Заказы иногда буквально прорыкиваются и звучат скорее как угрозы или приказы. Если официант что-то недопонял или переспросил, то его обдают в лучшем случае ржавым ведром презрения, а в худшем - повтором заказа на повышенных децибелах и с тоном Бармалея.

Поэтому не удивительно, наверное, что официантам приходиться носить эту маску. Но спрашивается - неужели самим приятно жить в мире, где все колючие или деревянные?

B как это дело изменить?
И не менее животрепещущий вопрос - как вообще так получилось?

Помню, преподаватель по менеджменту в МГУ предположил, что виновата мантра в СССР "все равны". А как официантам, мол, доказать, что вы равны, если не хамством?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →